Суперинструктор
Регистрация на сайте

БЕСПЛАТНЫЙ
обратный звонок

Мы ждём Ваших звонков
ежедневно с 08:00 до 23:00

Есть вопросы?
Звоните!

Москва

Услуги авто и мото вождения. Все виды услуг обучения управления транспортом

ЧТО ТАКОЕ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ВОДИТЕЛЬ?

ЧТО ТАКОЕ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ВОДИТЕЛЬ?

«Водителю необходимо овладеть как

минимум десятью навыками, семь из

которых — это управление собствен-

ным вниманием!»

Американские специалисты

по организации дорожного движения

Безопасность движения зависит не только от качества ав-

томобилей, организации движения и качества самих дорог.

Никакие самые современные системы, равно как и отлич-

ные дороги, не помогут, если водитель поведет себя из-

лишне самонадеянно, слишком поздно поймет, что попал

в критическую ситуацию, и станет действовать неверно.

Предвидеть возникновение аварийной ситуации на дороге,

избежать ее, а если не удалось, действовать адекватно — вот

что значит безопасно водить машину. Чтобы предвидеть и

избежать, надо учиться «седьмому чувству», а чтобы не рас-

теряться и верно действовать в аварийной ситуации, необ-

ходимо владеть контраварийными приемами. Теперь воп-

рос: обладают ли российские водители этим волшебным

«седьмым чувством» и отработанными контраварийными

приемами? Ответ ясен: нет! И как следствие растет статис-

тика дорожно-транспортных происшествий.

В Германии, например, в 1980 году зафиксировано

15 000 погибших в дорожных происшествиях, а к 2003 году

эта цифра сократилась до 6600 в год. Однако парадокс в

том, что ограничение скорости на автобанах до сих пор не

введено, а количество автомобилей на дорогах Германии за

этот период почти удвоилось. Так почему же так часто по-

падают в тяжелые аварии наши водители?

Россия переживает автомобильный бум, и многие води-

тели пересаживаются на иномарки. Как часто они призна-

ются, что не чувствуют скорости: «Взглянул на спидометр,

а там 150 км/ч, а думал, что еду всего 80». Вот вам пример

неосознанной опасности. После объединения Восточной и

Причина? Бывшие гэдээровцы пересели на иномарки.

После Трабандов и Вартбургов любой Volkswagen или BMW

оказывался для них опасным спортивным болидом. Но уже

через несколько лет ситуация стабилизировалась. В России

наблюдается похожая ситуация. Но чтобы заставить смер-

тельный график пойти вниз, российским водителям требу-

ется «седьмое чувство», понимание необходимости по-на-

стоящему учиться водить машину, а также быть предельно

корректными на дороге.

Что главное в вождении автомобиля? Отвечу как аме-

риканский специалист по дорожному движению: водите-

лю необходимо овладеть как минимум десятью навыками,

семь из которых — это управление собственным внимани-

ем! А остальные три это:

1. Чувство автомобиля.

2. Чувство сцепления шин.

3. Чувство скорости.

Чувство автомобиля — это совокупность ощущений,

которые дала вам практика управления автомобилем, поз-

воляющая улавливать малейшие нюансы реакции автомо-

биля на действия водителя. Молодому водителю через пол-

года обычно уже кажется, что он — настоящий ас. И вот он

собрал полный комплект друзей, посадил их в машину и

помчал по знакомой дорожке, чтобы продемонстрировать

свое мастерство... Закончилась поездка аварией. Почему?

Под полной нагрузкой изменилась развесовка автомобиля,

а следовательно, и его управляемость. Молодой водитель

этого не заметил, не почувствовал, так как развитого чувс-

тва автомобиля у него еще нет. Он не смог интуитивно оп-

ределить управляемость автомобиля в данной ситуации.

Что же значит хорошо водить машину ?Это значит — об-

ладать развитым чувством автомобиля. У одних это чувство

врожденное, тогда мы говорим о таланте автогонщика, у

других его можно и нужно развить. К сожалению, это по-

нятно не всем. Произошла авария, и все вокруг сокруша-

ются, что бедолаге-водителю просто не повезло: вдруг ки-

нуло на встречную, закрутило. Злой рок! А водитель просто

не понимал, что представляет его автомобиль в движении,

ружающих. В любой аварии, даже если водителя призна-

ли невиновным, есть его вина. Например, вы проезжаете

перекресток на зеленый. Сбоку в вас врезается другой ав-

томобиль, водитель которого выскочил на красный. Вы

не виноваты? А почему не уловили боковым зрением, что

автомобиль-нарушитель не тормозит перед перекрестком?

Или вы правы только потому, что соблюдаете правила и

поехали на зеленый, не оглядываясь по сторонам? Значит,

рискуете получить боковой удар в водительскую дверь, не-

совместимый с жизнью. И правота ваша пригодится вам

только на том свете.

Современный автомобиль провоцирует водителя на

вальяжное времяпрепровождение. Для того чтобы авто-

мобиль ехал, вам вроде ничего и не надо делать, просто

слегка придавить педальку, передвинуть рычажок. На пер-

вый, самый примитивный взгляд. На самом деле каждый

водитель сам для себя решает, насколько он участвует в уп-

равлении автомобилем. Если водитель понимает всю меру

ответственности, то управление автомобилем для него со-

измеримо по затратам энергии с физической и умственной

нагрузкой средней интенсивности. Он все время сконцент-

рирован для выполнения контраварийных действий, а раз-

витие аварийных ситуаций он должен предвидеть заранее,

его внимание не ослабевает ни на секунду! Эта работа, да

еще такая напряженная, выматывает!

Припоминаю случай, когда меня попросили показать

класс в Германии на автобане. Для меня езда на скорости в

200 км/ч — тяжелая работа, хотя такая скорость разрешена

и вокруг все едут быстро. Но кто-то сидит расслабившись,

слушает музыку, попыхивает сигареткой, попивает кока-колу

и отлично себя чувствует, ведь в инструкции написано, что

его автомобиль может развивать скорость в 220 км/ч — вот

он и развивает. Чувствуете, как похоже на водителя, про-

ехавшего на зеленый сигнал светофора? Оба водителя не

готовы к аварийной ситуации.

А я обязан быть готов, потому что иначе не могу: быть

начеку за рулем — моя вторая натура! Потому что я обязан

выполнить свою работу на 100 % безопасно и если кто-то

ли, попадающие в аварию, относятся к своим обязаннос-

тям водителя наплевательски. Часто приходится видеть

машины, объезжающие пробку по встречной полосе. Или

мотоциклиста, объезжающего затор по разделительной.

Предположим, кто-то из водителей резко возьмет влево, не

заметив мотоциклиста, которому в итоге крупно не повез-

ло. Или не повезло ему еще раньше, когда он решил объ-

ехать пробку по разделительной. Виноваты оба: и водитель,

который не просчитал возможную аварийную ситуацию,

и мотоциклист, проигнорировавший Правила дорожного

движения. Быть начеку, предугадывать опасные ситуации,

которые могут возникнуть, надо постоянно: ребенок может

выскочить из-за автобуса, впередиидущая машина может

неожиданно затормозить, рядом с вами едущий автомо-

биль без указателя поворота начал поворачивать налево.

Готовность к аварийным ситуациям, прогнозирование —

есть основная работа водителя.

Хотите научиться хорошо водить машину? Осваивайте

велосипед! Вы привыкнете управлять движущимся средс-

твом, воспринимать окружающих с другой точки зрения,

почувствуете свою скорость и скорость других участни-

ков движения. Многие великие автогонщики, например

Себастиан Лоэб или Майк Рокенфеллер, обожают кататься

на маунтинбайке! Или вы посетили прокатный картинг?

А пока вы — водитель-новичок, всем мешаете и ползе-

те как черепаха в правом ряду, включив аварийку. Думаете,

что едете безопасно. Это ошибочное мнение! Ехать нуж-

но в ритме потока, тогда никто никому не будет мешать!

Излишняя осторожность— причина столкновений! Да,

да! Вы растерялись и никак не можете решить, что делать,

если кто-то буквально вылезает у вас перед носом: пропус-

тить или ехать дальше. Пока вы думаете, автомобиль едет.

Автомобиль едет медленно, пытающийся протиснуться ав-

томобиль решает, что вы сейчас затормозите. И... происхо-

дит столкновение. Ошибка! Надо проявлять решимость в

таких ситуациях. Если вы кого-то пропускаете, покажите

это, остановившись! Если нет, не притормаживайте, уве-

ренно нажимайте на газ. Этот кто-то увидит вашу реши-

крупных городах всего мира. Уверен — жми на газ! Хочешь

пропустить или сомневаешься — тормози! Третьего не

дано.

Один мой знакомый, приехав из-за границы, задал впол-

не резонный вопрос: «Почему там водители без промедле-

ния поворачивают на стрелку. Когда вспыхивает зеленый,

весь поток трогается синхронно, а у нас в России совсем

другая картина — кто в лес, кто по дрова». Что касается

трогания с места, то, может, причиной тому типичное для

россиян полусонное состояние даже за рулем? Нежелание

концентрироваться. А при повороте, ясное дело, боль-

шинство водителей руль крутить не умеют! Я однажды сто-

ял на тротуаре и наблюдал, какими муками дается поворот:

горе-водители буквально путаются в собственных руках!

Не умеют рулить, да и кто научит?..

Перейдем к чувству сцепления шин. Знаете ли вы, на ка-

кой скорости на данном покрытии в данных погодных ус-

ловиях произойдет срыв шин в скольжение, или это станет

для вас неожиданностью? Не попробовав искусственно вы-

звать занос и снос на площадке, вы никогда не узнаете об

этом и любое скольжение станет для вас полной неожидан-

ностью. Значит, вы водите автомобиль, полагаясь только на

авось.

Чувство скорости. Новички стараются ездить очень

медленно, боясь лишний раз нажать на газ. Поговорив с

начинающими водителями, я выяснил причину их стра-

хов. В процессе обучения они никогда не ездили быстро и

просто не знают, что это такое. Они привыкли ползать, но

пришла пора почувствовать скорость. Сделать это необхо-

димо для обретения чувства уверенности за рулем. Лучше

всего встать пораньше в воскресенье и отправиться на ско-

ростную магистраль. На пассажирское сиденье разумно

пригласить водителя с приличным стажем в качестве кон-

сультанта: брата, родственника, друга. С ним будет спокой-

ней (неуравновешенному, взрывному типу лучше остаться

дома). Осторожно разгонитесь до максимально разрешен-

ной скорости. Что чувствуете? Правильно, смотреть надо

значительно дальше на дорогу, чем вы привыкли, контро-

ди машины снижают скорость, надо намного раньше, чем

может показаться: тормозной путь увеличивается в геомет-

рической прогрессии по отношению к скорости автомоби-

ля. К большой скорости привыкаешь довольно быстро, но

помните, что перед заездом на площадку для отдыха или

перед съездом на обочину, вы должны почти остановиться.

Во всяком случае, так будет казаться. После резкого сбро-

са скорости кажется, что машина стоит на месте. Словно

можно открыть дверь и выйти, но это обман! И знать о та-

ком самообмане необходимо. Разгонитесь до 100 км/ч (но-

вичку за рулем прописано ограничение в 70 км/ч) и замед-

лите скорость до 40 км/ч. Проделайте это несколько раз.

Так как скорость в 60 км/ч слишком высока для соверше-

ния маневров, вы должны понять, что необходимо замед-

литься до скорости, на которой можно комфортно пройти

поворот. Теперь уловить скоростной режим потока будет

проще. Само собой разумеется, что при выполнении это-

го упражнения необходимо соблюдать меры безопасности:

обязательно пристегнуться ремнями.

Например, упражнение на развитие чувства скорости

проводится так: водителям предлагается выполнить упраж-

нение — объезд препятствия — на скользком покрытии на

скорости в 50 км/ч, и это легко получается. На скорости в

55 км/ч уже появляются проблемы, а на скорости в 57 км/ч

автомобиль выходит из повиновения. Это означает, что

даже совсем незначительное превышение скорости чревато

опасными последствиями. Водители учатся безошибочно

определять оптимальную скорость для конкретных усло-

вий, и это залог безаварийной езды.